Назначение салонного фильтра автомобиля: особенности и сроки замены

салонный фильтр автомобиля

О фильтре очистки воздуха салона вспоминают в самый последний момент. В машине появляется неприятный запах, начинают запотевать стёкла, чувствуется слабый эффект от печки отопления или кондиционера…И во всём этом виноват не вовремя заменённый фильтр. Если Вы эксплуатируете автомобиль в провинциальном городке с чистым и свежим воздухом, об этом важно элементе можно и не вспоминать лет эдак пять. А, если живёте в мегаполисе, этой недорогой, но очень ответственной комплектующей нужно уделять повышенное внимание.

Сегодня поговорим о салонных фильтрах: особенностях конструкции, периодичности замены, критериях выбора, неисправностях.

Конструктивные особенности салонных фильтров

Внешне фильтр воздуха салона напоминает воздушный фильтр двигателя. В зависимости от модели авто он может иметь различные длину, ширину, толщину, но конструкция унифицирована. Фильтр состоит из трёх компонентов:

  • жёсткого каркаса;
  • фильтрующего элемента;
  • уплотнительной манжеты.

Манжета изготавливается из смеси резины и каучука, реже – из полиуретана. Фильтроэлемент производят из картона или синтетических материалов. «Картонные фильтры» устаревшие и сегодня практически не встречаются. Самый важный элемент – «гармошка». Именно она задерживает пыль и мелкие механические частички, обеспечивая качественную фильтрацию поступающего воздуха.

Фильтры могут быть одно- и многослойными. Чем больше слоёв, тем выше стоимость и эффективность.  И те, и другие хорошо выполняют прямую функцию – очистку воздуха, поступающего из окружающей среды в салон. Однако, дорогостоящие многослойные фильтры авторитетных производителей дополнительно защищают водителя и пассажиров от аллергических реакций на пыльцу. Это особенно актуально в весенне-летний период. Такая допзащита достигается за счёт уменьшенной перфорации и особой формы «гармошки» - фильтроэлемента.

Некоторые производители заверяют, что их «противоаллергенные» фильтры способны улавливать частицы диаметром до 0,1 микрона. Это в десятки раз меньше толщины волоса человека. В этом есть доля правды, т.к. частицы пыльцы лиственных деревьев и растений достигают размеров 50-60 микрон.

Как работает салонный фильтр

Принцип работы салонного фильтра такой же, как и у других воздушных фильтров: воздух с улицы засасывается системой кондиционирования или отопления, проходит через фильтрующий элемент – «гармошку» - и поступает в салон автомобиля. Как правило, конструкторы стараются расположить фильтр как можно ближе к воздухозаборнику: так повышается его эффективность.

Фильтр салона способен задерживать все мелкие загрязнения: пыль, механические взвеси, микрочастицы. За счёт высокой плотности фильтроэлемента воздух очищается не только от грязи, но и от запаха. Со временем на фильтрующем элементе скапливается чрезмерное количество пыли, фильтр приходится менять. Сроки замены зависят не только от рекомендаций производителя, но и от условий эксплуатации. В зимнее время фильтр изнашивается быстрее. Фильтроэлемент подогревается «печкой» машины, что снижает ресурс синтетической «гармошки». Пропускная способность забитого фильтра не превышает 40-45%. Это очень мало для комфортного микроклимата в салоне. Влажность воздуха увеличивается, эффективность вентиляции падает, появляется запах «затхлости и сырости».

Критерии выбора фильтра

Для каждой марки автомобиля необходим индивидуальный фильтр салона. Он подбирается по каталожному номеру. Номер указывается в Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто. Обычно под каталожным номером продаются и оригинальные, и аналоговые фильтры салона. Всё отличие – в цене. В эпоху импортозамещения, когда многие европейские производители покинули российский рынок, владельцы японских, немецких, английских иномарок часто устанавливают фильтры салона китайского, азиатского и даже европейского производства. Главное, чтобы они подходили по размерам.

  • Барьерные фильтры хорошо подходят для малонаселённых городов и районов с чистым воздухом. Это простейшие фильтры из нетканого синтетического материала, обладающие низкой ценой и высокой эффективностью. Их срок службы намного дольше, чем угольных или противоаллергенных фильтров салона. Такие фильтры подразделяются на одно- и многослойные;
  • Угольные фильтры имеют дополнительную защиту – слой активированного угля. Они не только качественно очищают воздух, но и обеззараживают его. Такие фильтры эффективны при эксплуатации автомобиля в условиях мегаполиса. Даже в плотной пробке с чадящими грузовиками воздух в салоне всегда сохраняется свежим. Визуально «гармошка» угольного фильтра намного темнее, чем обычного. Но он имеет один существенный недостаток – низкий ресурс. Угольная вставка быстро теряет свою эффективность, особенно при работе в условиях сильнозагрязнённого воздуха;
  • Электретные фильтры очищают воздух электрическим и механическим методом. Помимо стандартной фильтрующей кассеты в конструкцию фильтра входит и дополнительный слой, который улавливает малейшие частицы пыли за счёт элекростатического электричества. Многим знакомо такое явление: к расчёске, которой причесали волосы, моментально притягиваются даже мелкие фрагменты бумаги. У электретного фильтра принцип работы такой же;
  • Биофункциональные угольные фильтры пропитаны антибактериальными составами. Они эффективно борются с бактериями и возбудителями грибков. Встречаются такие фильтры салона довольно редко, а стоят в разы больше стандартных изделий.

Биофункциональные фильтры производят компании Mahle, Mann. Но найти действительно оригинальное изделие высокого качества сложно. Рынок изобилует подделками.

Симптомы к замене воздушного фильтра

Понять, что воздушный фильтр салона пора менять, довольно легко. Мы слегка касались этого выше. Во-первых, каждый производитель устанавливает строгую периодичность замены фильтра. Как правило, это каждое ТО. Во-вторых, почувствовать, что фильтр забился можно по:

  • затхлому воздуху в салоне;
  • быстрому запотеванию стёкол даже в ясную погоду;
  • неэффективной работе кондиционера, отопления, климат-контроля;
  • шумной работе вентилятора.

Забитый воздушный фильтр всегда создаёт сильное сопротивление потоку воздуха. Вентилятор начинает работать с увеличенной нагрузкой, которую всегда можно почувствовать ушами.

Ездить с загрязнённым воздушным фильтром не только вредно, но и опасно. Резко повышается утомляемость водителя, появляется сонливость, накапливается усталость – всё это следствия нехватки свежего воздуха. Несложно догадаться, к каким последствиям приведёт сон за рулём.

Салонные фильтры нужно менять строго по сроку или раньше, даже если их «гармошка» выглядит абсолютно чистой. Мельчайшие частица пыли способны засорить перфорационные отверстия, что абсолютно не видно человеческому глазу. А, если водитель или пассажиры – аллергики, то менять фильтр необходимо минимум 2-3 раза в год.

Самостоятельная замена воздушного фильтра

Фильтр салона можно поменять и самому. Это займёт максимум 15 минут. Но на гарантийных машинах всё-таки лучше доверить эту работу дилерскому сервисному центру. На большинстве авто фильтр устанавливается в пластиковый корпус. Сверху он накрывается крышкой, которая удерживается на корпусе на быстросъёмных механизмах или клипсах. К корпусу фильтра подходят два патрубка: один со стороны атмосферы, т.е. уличного воздуха, второй – со стороны салона. Корпус воздушного фильтра может иметь квадратную или прямоугольную форму. Его глубина в большинстве случаев стандартаная.

В зависимости от модели авто фильтр салона может располагаться за бардачком, под лобовым стеклом, за декоративной заглушкой центральной панели. Всё зависит от марки и года выпуска. Если всё-таки задумали менять фильтр самостоятельно, помните, что:

  • Он должен устанавливаться в пластиковый корпус без зазора и без «натяга». Для этого нужно приобретать изделия, соответствующие каталожному номеру. В противном случае эффективность работы фильтроэлемента будет нулевой;
  • Уплотнительная манжета должна идеально прилегать к корпусу. На ней недопустимо наличие трещин, вмятин, локальных порывов, «задиров» резины;
  • Фильтр салона должен устанавливаться в корпус строго определённой стороной. Как правило, производители наносят отметку в виде стрелки, указывающую на направление движения воздушного потока. Перепутать весьма трудно. Стрелки на посадочном месте корпуса и на самом фильтре должны совпадать по направлению.

Для некоторых моделей авто при установке фильтра салона требуется кратковременно сжать ламели, чтобы обеспечить свободную посадку. Такие рекомендации всегда указываются в Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Выводы

  • Современные салонные фильтры делают из нетканого синтетического материала. Время плотного картона давно кануло в лету;
  • Для установки на конкретную марку автомобиля можно приобретать и оригинальные, и аналоговые салонные фильтры. Главное, чтобы совпадал каталожный номер;
  • Воздух в городе чистый, а дорожный трафик невелик? Приобретайте недорогие, но эффективные барьерные фильтры. Для мегаполисов лучше покупать биофункциональные или угольные фильтры с дополнительными защитными слоями;
  • Салонный фильтр нельзя мыть и пылесосить, его нужно только менять;
  • Не уверены, что сможете сами установить фильтр салона – не рискуйте. Малейшее замятие уплотнительной манжеты или неверно выбранное направление установки приведёт к утрате работоспособности фильтроэлемента.
Дата:
11.03.2024
Автор: Топ Трейд